Дети познают мир с помощью игрушек и разных игр. Самой главной, самой популярной и любимой игрушкой многих была и остаётся кукла. Много тысячелетий кукла была частью нашей культуры. За это время она сменила множество обличий, имён и даже профессий.
Самые старые куклы, сделанные из дерева, датируются 2000 годом до нашей эры. Современные имитируют младенцев (бэби борн), животных (май литл пони) и взрослых модниц (барби). Последняя считается одной из самых продаваемых игрушек всех времен.
Несмотря на то, что куклы имитирую жизнь, формируя у девочек и мальчиков представление о мире, общении и ролях в обществе, они не отображают реальность. Например, многие куклы имеют очень тонкие фигуры, которых невозможно достичь в реальной жизни.
А ведь для многих детей игрушки становятся ролевой моделью. В них малыши вкладывают свои желания, вкусы, надежды и переживания. Создав своего героя, дети стремятся во всём походить на него. Полезно ли это?
Современные ученые пришли к выводу, что всего должно быть в меру. Худоба как канон влияет на детей, у которых только формируется представление о теле. Она способна развить комплексы и укрепить мысль о том, что стройность – это идеал, которого непременно нужно достичь.
Старший детский и предподростковый возраст — ключевые этапы осознания собственного и чужого тела. В это время девочки начинают интересоваться своим внешним видом и тем, как его воспринимают окружающие.
Неверные представления о его пропорциях способствуют развитию расстройств пищевого поведения, депрессии, приводят к диетам.
Исследования, изучающие игры с чрезмерно стройными куклами, дали неоднозначные результаты: одни девочки заинтересовались спортом и здоровым питанием; самооценка других никак не изменилась, но ассоциация с худобой осталась; третьи ощущали давление из-за «стандартов красоты».
Имели место и социально-культурные последствия. В одном исследовании дети решили, что у них будет меньше карьерных возможностей, по сравнению с детьми, которые играли с другими игрушками.
Эксперименты с куклами
В первом приняли участие 31 девочка в возрасте от пяти до девяти лет. Они играли с худенькими либо реалистичными куклами в течение пяти минут. У девочек, игравших с худыми куклами, удовлетворенность своим телом была ниже, а оценка тела изменилась в сторону худобы. Те, кто играл реалистичными куклами, оказались более довольны своим телом, а их взгляды на идеальное тело не изменились.
Во втором эксперименте 46 девочек в возрасте от пяти до десяти лет провели две трёхминутные игровые сессии. В первой все они играли в худеньких кукол. Во второй — часть играла в худеньких, часть — в реалистичных, а ещё часть — в машинки с лицами. Идеальное «я» девочек после первой игровой сессии значительно «похудело». Вторая сессия не смогла исправить эту перемену, какими бы игрушками ни играли девочки.
То есть, даже короткое время игры с такими куклами способно повлиять на ребёнка. Игра с реалистичными куклами или другими игрушками не «исправляет» это влияние за короткое время.
Эти и другие исследования подтверждают мнение о том, что чересчур худые куклы представляют потенциальный риск для развивающегося образа тела девочек. Играть ими – не запрещено законом, однако, чтобы минимизировать искривление восприятие у ребёнка, ему нужно уделать внимание.
Во-первых, чадо следует обеспечить разнообразием игр и игрушек. Ребёнок должен пробовать себя в разных активностях, видеть разные примеры, и научиться отделять реальное от вымысла. Также ребёнку следует объяснять, что идеала не существует, и научить детей любить своё тело.
Кроме того, куклы — не единственный источник идеалов (телевидение, фильмы, социальные сети, родители и сверстники не менее важны). Общайтесь со своими ребёнком, интересуйтесь тем, что ему нравится, с кого он берёт пример и о чём общается со своими друзьями.
Не стоит быть навязчивыми, но проявлять безучастность – тоже плохая идея. Просто будьте рядом, стабильно общаясь с ребёнком и проводя с ним временя (только с ним, не отвлекаясь на геджеты, работу, других людей).
Родители могут поддержать девочек и помочь им научиться любить свое тело, демонстрируя это на собственном примере, но им стоит задуматься и о том, в какие игрушки играют их дети.