Недавно прочитал заявление министра развития общин и территорий Алексея Чернышева о планах создать за три года 25 индустриальных парков.
В парламенте уже зарегистрированы два законопроекта с поправками в Налоговый и Таможенный кодексы, содержащие фискальные стимулы для индустриальных парков (ИП). Законопроектами предусматривается возможность для индустриальных парков получить освобождение от уплаты ввозной пошлины на оборудование, импортного НДС на оборудование и от налога на прибыль на 10 лет.
Также планируется предоставить местным властям право устанавливать льготы по местным налогам для индустриальных парков и их резидентов. Предусмотрены определенные компенсации для резидентов ИП доли инвестиций от 15% до 70% процентов, а также компенсации по процентным платежам 30%-70%, а также компенсацию на стоимость подключения к электросетям – 50%.
Это шаги в правильном направлении, но этого мало, потому что участок под индустриальный парк без необходимой инфраструктуры, это все еще просто участок, поэтому государство кроме изменений в законодательстве должно инвестировать в необходимую для парков инфраструктуру – дороги, энергетику, водоснабжение, канализацию и утилизацию мусора.
Европейская практика показывает, что большинство иностранных инвестиций, которые были размещены в восточноевропейских государствах, размещены вдоль границ их инвесторов – в Польше и Чехии большинство предприятий с иностранными инвестициями размещены вдоль немецкой границы, а в Венгрии и Словакии – вдоль австрийской границы. Закарпатье является наиболее западным регионом Украины, который находится ближе всего к потребителям в ЕС, поэтому следует ожидать повторения такой же практики при дальнейшем развитии индустриальных парков в Украине.
Но что может предложить Закарпатье западному производителю сегодня кроме выгодной локации (границы с Румынией, Венгрией, Словакией, Польшей и три грузовых пункта пропуска), и новой законодательной базы? Не очень много, если говорить о достаточности и современности необходимой для производства инфраструктуры. Все что мы имеем это 30-40-50-летние объекты инфраструктуры, которые в большинстве случаев уже полностью истощены, отработаны и требуют полной замены на современную инфраструктуру, чтобы удовлетворить новые потребности и возможности. Новый аэропорт в Мукачево это плюс для инфраструктуры Закарпатья, но нужны также новый железнодорожный и автовокзал в Мукачево для других видов сообщений с регионами Украины, чтобы добавить эффект мультипликатора в промышленном развитии для всей Украины. Мукачево со Львовом должна соединять современная железная дорога для скорых поездов и 2-х полосная автомагистраль с тоннелями в Карпатах, чтобы дорога занимала 2-2,5 часа, против 4-5 часов сейчас, увеличил тем самым пропускную способность и значительно снизил нагрузку на экологию Карпат (уменьшение перегазовки на подъемах и шума).
В моих беседах с главами Закарпатских ОТГ о будущем развитии общин я вижу четкое понимание и заинтересованность в создании индустриальных парков, но желание и понимание без финансовой и организационной поддержки со стороны государства не даст желаемых результатов. В Восточной Европе развитием индустриальных парков занимаются отдельно созданные государственные агентства, помогающие как инвесторам, так и ОТГ создать успешный индустриальный парк, от организационных вопросов до финансирования через механизмы государственно-частного партнерства.
Украина должна использовать этот опыт в своем развитии тоже.
Используя опыт и лучшие практики наших восточноевропейских соседей, у индустриальных парков Закарпатья есть лучшие шансы стать локомотивом промышленной евроинтеграции Украины. Но эта возможность требует от государства не только законодательных инициатив, но и дополнительных организационных шагов через специализированное госагенство и привлечение финансовых ресурсов на восстановление и развитие необходимой инфраструктуры.